Трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности – это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.
Единого алгоритма трансформации не существует, в каждом случае требуется индивидуальный подход. По этой причине на сегодняшний день существует несколько подходов к трансформации. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации.
Трансформация возможна только после того, как составлена российская отчетность.
Можно выделить три основных этапа трансформации отчетности:
Этап 1 - Подготовительный:
- Изучение общих требований к отчетности в формате МСФО.
- Сравнительный анализ МСФО и РСБУ, выявление расхождений в оценках.
- Изучение требований МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО».
- Составление учетной политики по МСФО.
Этап 2 - Непосредственно трансформация:
- Сравнительный анализ учетной политики, подготовленной по РСБУ и МСФО, выявление области корректировок.
- Сбор информации, необходимой для проведения трансформации.
- Выбор формата компонентов отчетности. Подготовка рабочих документов.
- Корректировки. Реклассификация.
- Подготовка начального баланса.
- Подготовка Баланса и Отчета о прибылях и убытках в формате МСФО.
- Подготовка Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств и Пояснений к отчетности в формате МСФО.
Этап 3 - Посттрансформационные процедуры:
- Подготовка дополнительных разделов отчетности.
- Корректировка показателей отчетности с учетом инфляции.
- Перевод показателей отчетности в иностранную валюту.
Поскольку процесс трансформации законодательно не регламентирован, то его организация остается на усмотрение руководства компании — могут быть выбраны наиболее приемлемые для конкретной организации варианты работы. То же касается и технической части процесса — степень детализации и комментариев по трансформационным проводкам остается на усмотрение специалиста, отвечающего за выполнение расчетов. Главный критерий — понятность всех операций как для последующего аудита, так и «для себя» при трансформации следующего отчетного периода.