Продолжаем рассказывать о беспределе налоговиков, которые, требуя соблюдения законодательства от налогоплательщиков, сами грубейшим образом нарушают нормы Налогового кодекса РФ и права предпринимателей. Ситуация продолжает усугубляться и выглядит со стороны не как непрофессионализм или незнание законодательства, а как целенаправленное злоупотребление полномочиями с целью травли бизнеса. Кстати, в соседних регионах ситуация гораздо спокойнее, видимо поэтому, предприниматели предпочитают уводить бизнес в соседние регионы и столицу.
Управление федеральной налоговой службы по Челябинской области регулярно отчитывается о своих «достижениях» и констатирует рост количества (но не качества) субъектов предпринимательства в области, однако отвечает молчанием на все просьбы назвать количество организаций, которые после налоговой проверки стали банкротами или прекратили существование. А их не один десяток!
На мероприятиях различного уровня, посвященных защите интересов бизнеса, вопрос несоблюдения законодательства и прав предпринимателей налоговыми инспекторами ставится регулярно. Между тем, с неоправданно жестким подходом налоговиков сталкиваются компании, не только противодействующие инспекторам в ходе проверки, но и те, кто ведет себя открыто, предоставляя все запрашиваемые документы и пояснения.
Впрочем, о самом беспределе… Если до этого мы рассказывали вам, что при осмотре помещений, территорий и предметов, налоговики, не имея на это законных полномочий и оснований, заходили в компьютеры сотрудников, копировали все файлы и фотографировали документы, содержащиеся в папках на рабочих столах, то теперь они могут спокойно прийти в офис с Постановлением о производстве выемки даже сервера без всяких на то оснований и вопреки статье 94 НК РФ.
Статья 94 НК РФ гласит: «Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного Постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей».
В реальной жизни у одного из наших клиентов в предъявленном налоговиками Постановлении о производстве выемки никаких оснований на ее проведение не было. Все первичные документы (счета-фактуры, товарные накладные) и регистры бухгалтерского и налогового учета предприятия за три проверяемых года были в оригиналах переданы инспекции. На требования налоговиков, количество которых перевалило за десяток, были представлены ответы в полном объеме и в установленный законодательством срок. Для чего им понадобился сервер - не понятно, но это остановило работу всей компании на неделю! Сервером налоговики не ограничились и изъяли заодно бухгалтерскую базу за текущий период, который не входил в проверяемый. Это реальный беспредел! Данные действия со стороны должностных лиц налогового органа являются недопустимыми и не отвечают нормам и положениям ст.89 НК РФ.
С выходом ст.54.1 НК РФ в 2017 году налоговики изменили полностью свой подход к проведению проверок. Мероприятия налогового контроля в ходе проверок удивляют даже самых опытных налоговых юристов.
Налоговые инспекции на своих комиссиях не перестают твердить налогоплательщикам, что необходимо подтвердить реальность сделок со своими контрагентами. Однако, несмотря на любые неопровержимые доказательства и подтверждения, отказывают предпринимателям в вычетах по НДС и снимают полностью расходы по налогу на прибыль организаций. 99% предприятий-плательщиков НДС столкнулись с этим.
ФНС России, наконец, решила систематизировать свое понимание данной неоднозначной нормы и направила инспекторам на местах Письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060. Согласно ему, налоговые органы обязаны проверить, осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств. В документе нет главного – методики, как же определить этот действительный размер налоговых обязательств, отвечающий принципу справедливости и правовой определенности. И это дает возможность неограниченных полномочий инспекторам.
Что компания должна представить, сделать, доказать, проверить, посчитать, чтоб убедить налоговиков в благонадежности своего контрагента и реальности сделки с ним? Абсолютно не имеет значения - предпринимателя все равно заставят заплатить по максимуму! В очередной раз наглядным примером стала история с выемкой сервера у компании, которая представила все необходимые для проведения проверки документы.
Каких еще сюрпризов ждать от налоговиков? И главное - как после этих «сюрпризов» выжить?
Такими вопросами задается бизнес, находясь в заведомо проигрышном положении, и разводит руками, пытаясь остаться на плаву и не уйти в банкротство от колоссальных сумм налогов, пеней и штрафов, доначисляемых по результатам налоговых проверок.
© Компания LA`consulting