Как проверить главного бухгалтера
Для владельцев бизнеса всегда актуальны вопросы: насколько достоверно ведется в компании бухгалтерский учет и считаются налоги, как проверить своего главного бухгалтера или аутсорсинговую компанию? Сегодня мы решили протестировать встроенный сервис программы 1С, чтобы выявить программные ошибки.
Зачастую собственникам компаний не хватает на это времени и/или компетенции. Соответственно, этот вопрос откладывается в долгий ящик, который внезапно может «всплыть» при
налоговой проверке и не только.
В программе 1С есть встроенный сервис «Экспресс проверка» ведения учета. Подразумевается, что директор без всякого труда может зайти в программу, открыть вкладку «Отчеты» и в разделе «Анализ учета» провести Экспресс проверку. Программа сама должна показать ошибки ведения учета.
Мы решили протестировать этот сервис на организация, которым оказываем
бухгалтерские услуги, и получили следующий перечень ошибок:
- отсутствуют сведения об ответственных лицах организации
- не соблюдается нумерация РКО и ПКО
- отсутствуют остатки по счетам, подлежащим закрытию в конце года и т.п.
Никакой пользы в выявлении таких ошибок руководитель не получит, это обычные рабочие моменты, которые имеют особого значения.
Как же тогда проверить своего главного бухгалтера, который зачастую разговаривает на языке, не всегда понятном руководитею?
Начинать проверку лучше с налогового учета, то есть взять у главного бухгалтера (аутсорсинговой компании) сверку с ИФНС на текущую дату. Посмотрите на полученный документ. Если в нем есть минусы — это недоимка. Плюсы — переплата. К вашему удивлению может оказаться, что вы переплатили большую сумму налогов в бюджет (чаще всего это бывает по налогу на прибыль), поскольку вы платите столько, сколько вам озвучивает главный бухгалтер. Соответственно, если вы столкнулись с такой ситуацией, прежде чем оплачивать налоги, сравните суммы оплаты с декларациями.
Следующим этапом проверки может служить оборотно-сальдовая ведомость по счетам. Если вы там увидели остатки с минусом, а бухгалтер не может дать вам внятного объяснения, можно сделать вывод о том, что ваш бухгалтерский и налоговый учет ведется не корректно. Чаще всего база 1С и деятельность организации живут «разными жизнями», поскольку главные бухгалтеры не проводят инвентаризации основных средств, материалов, товаров. Поэтому, когда собственники организаций спрашивают остатки материальных активов, удивляются, какие большие остатки у них в учете, хотя на самом деле склад почти пуст. Соответственно, хотя бы раз в год необходимо распечатывать из 1С «Инвентаризационные ведомости» и проводить реальную сверку со складом.
Также можно обратить внимание на требования из налоговых органов и оценить работу бухгалтера. Но на сегодняшний момент мы не рекомендуем использовать этот метод проверки, поскольку ИФНС отправляет требование практически по любому вопросу (поскольку помимо специалистов, требования еще формируются машиной). Поэтому наличие и количество требований сейчас - не показатель проблем в налоговом учете.
Спросите своего бухгалтера: «Какие новости в законодательстве, что изменилось?». И дождитесь ответа.
Сразу будет понятно, ведется у вас учет «по старинке» или в соответствии с реалиями и законодательством. Если же все-таки не хочется или некогда заниматься проверкой бухгалтерских документов, есть недорогой выход – экспресс-анализ бухгалтерского учета, который предоставляется многими бухгалтерскими и аудиторскими компаниями.
Помните, что именно руководитель несет ответственность за организацию учета. Если бухгалтер ошибется, то все доплаты, пени и штрафы лягут на организацию. Поэтому здесь как нигде верна поговорка: «Доверяй, но проверяй». Так, лучше не доводить до критической ситуации, а регулярно контролировать своего бухгалтера и принимать профилактические меры.
Написано специально для Деловой России