Формирование учетной политики

Формирование учетной политики

Индивидуальная разработка одного из основополагающих документов в деятельности компании

Описание

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н.

Начиная с 2013 года, абсолютно все компании должны были внести изменения в свою учетную политику или утвердить новую, а предприятия на упрощенной системе налогообложения - составить ее впервые.

Учетная политика утверждает:

- способы ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в Общества;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- иные способы и приемы, необходимые для организации и ведения учета.

Учетная политика является документом, отражающим специфику способов ведения налогового учета и (или) исчисления налога и (или) уплаты налога в случаях, когда:

- налоговое законодательство содержит положения, позволяющие делать выбор из нескольких вариантов, предусмотренных законодательством и (или) прямо не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;

- налоговое законодательство содержит лишь общие положения, но не содержит конкретных способов ведения налогового учета или порядка исчисления и (или) уплаты налога;

- налоговое законодательство содержит неясные или неоднозначные или противоречивые нормы или неустранимые сомнения;

- налоговое законодательство любым иным образом делает возможным (или не запрещает) применение налогоплательщиком способов учета, установленных учетной политикой.

Формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета

В соответствии с ФЗ № 402 от 06.12.2011 г. руководитель организации должен утвердить формы первичных учетных документов, которые будут составляться для отражения фактов хозяйственной жизни. Разрабатывает такие формы должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета — главный бухгалтер, руководитель департамента бухгалтерского учета или иной работник организации.

Организации не обязаны применять формы первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом, за исключением перечисленных ниже. При этом закон не лишает организации права на использование тех унифицированных форм, которые стали уже привычными. Поэтому организация может утвердить в качестве применяемых форм первичных учетных документов:

·      унифицированные формы;

·      формы первичных учетных документов, разработанные самостоятельно.

Первичные документы, разрабатываемые организацией самостоятельно, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

·         наименование

·         дата

·         организация (наименование)

·         содержание факта хозяйственной жизни

·         величина натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения

·         наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления

·         подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц

Первичные документы, которые нельзя  разрабатывать самостоятельно (Письмо Минфина № ПЗ-10/2012 от 04.12.2012):.

·         все документы, регламентированные Порядком ведения кассовых операций на территории РФ

·         документы по учету труда и его оплаты, утвержденные Госкомстатом "в целях реализации требований Трудового кодекса"

·         документы, утвержденные Центробанком, при заполнении документов для безналичных расчетов

·         транспортная накладная, форма которой утверждена Правительством РФ 

·         документы, участвующие в электронном документообороте, чей состав жестко регламентирован форматом документа

Все разработанные организацией первичные учетные документы нужно утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Руководитель организации также обязан утвердить формы регистров бухгалтерского учета.

Согласно ч.1 ст.10 Закона № 402-ФЗ организация может утвердить в качестве применяемых форм регистров бухгалтерского учета:

·         регистры компьютерной программы, которую  использует организация

·         формы регистров, разработанные самостоятельно

Таким образом, в учетной политике необходимо устанавливать все необходимые правила, касающиеся первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а их формы приводить в приложении к ней.

Обязательные приложения к учетной политике

1.     Рабочий план счетов

2.     Формы первичных учетных документов

3.     Формы регистров бухгалтерского учета

4.     Перечень форм отчетности, составляемых исполнителем и сроки представления

5.     Правила формирования статей бухгалтерского баланса

6.     Правила формирования статей отчета о финансовых результатах

7.     Управленческие документы, образующиеся в деятельности организации, с указанием сроков хранения  документов

В Налоговом кодексе и нормативных актах по бухгалтерскому учету не всегда сказано, что необходимо прописать в учетной политике. Поэтому, некоторые документы компания вправе утвердить отдельным приказом директора, чтобы их в любой момент можно было скорректировать.

Положение о выдаче денег подотчетным лицам

Согласно п. 4.4 Положения ЦБ РФ от 12.10.11 № 373-П выдать деньги можно только на основании заявления сотрудника, при этом руководитель, подписывая это заявление фиксирует конкретный срок, на который даются деньги.

Также Положение № 373-П требует установить сроки проверки авансовых отчетов и расчета с сотрудником по перерасходу. Все эти правила необходимо отразить в приказе. При этом список работников, которые вправе получить деньги под отчет, фиксировать не обязательно, тогда при увольнении конкретных сотрудников приказ обновлять не потребуется.

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Денежные средства

Кассовые операции в Обществе осуществляются в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», утвержденным Банком России 11.03.14 № 3210-У.

Общество как субъект малого предпринимательства лимит остатка наличных денег не устанавливает.

Кассовые документы оформляются и подписываются главным бухгалтером.

Кассовые документы оформляться на бумажном носителе с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, и подписываются собственноручными подписями.

Не допускается внесение исправлений в кассовые документы.

Приказ о передаче сотрудникам права подписи документов

Обычно первичные документы подписывает руководитель компании. Однако в крупных и средних компаниях право подписи целесообразно делегировать подчиненным. Их перечень утверждает руководитель компании по согласованию с главным бухгалтером. Документально это отражается в приказе или распоряжении директора. Уполномочить иных сотрудников надо и на право подписи счетов-фактур (в соответствии с п. 6 ст.169 НК РФ).

График и порядок документооборота внутри компании

При утверждении правила документооборота в графике фиксируются все этапы движения документов внутри компании.

С одной стороны, график документооборота правильнее приложить к учетной политике, однако, целесообразнее оформить его отдельным приказом. Претензий со стороны налоговых органов  это не повлечет, а в случае необходимости график можно будет быстро откорректировать.

Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Общество составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность по типовым формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.10 № 66н.

Организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов ее деятельности.

Если в бухгалтерскую отчетность включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Помимо перечисленного выше, есть еще множество нюансов, которые вы должны будете отразить в новой учетной политике. Поэтому вполне разумным будет решение привлечь к разработке данного основополагающего документа профессиональных консультантов департамента бухгалтерского учета компании LA`consulting.