• 2 Декабря 2016

Круглый стол «Практика применения антиотмывочного закона: почему банки стали жёстче налоговиков»

Круглый стол «Практика применения антиотмывочного закона: почему банки стали жёстче налоговиков»
В 2016 году в челябинском бизнес-объединении «Деловая Россия» всё чаще стала подниматься тема взаимодействия предпринимателей с банками в рамках 115 федерального закона. В итоге мы решили пригласить к диалогу все стороны финансового процесса и 29 ноября провели круглый стол «Практика применения «антиотмывочного» закона: почему банки стали жёстче налоговиков». В дискуссии приняли участие представители межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу, отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Законодательного Собрания Челябинской области, коммерческих банков, аудиторских и бухгалтерских компаний, челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия» и предприниматели. Следует отметить, что встреча продолжалась более двух часов.

- Первое время, когда появилась правоприменительная практика закона, под его действие и санкции попадали в основном компании, которые на самом деле этого достойны. Но сегодня мы видим, что компании, занимавшиеся легализацией или чем-то связанным с обналичиванием средств, адаптировались. У них есть штат юристов и бухгалтеров, которые готовят необходимые документы, соответствующие запросам банка. А честные предприниматели, реально занимающиеся бизнесом и даже не подозревающие, что на основании 115-ФЗ банк может заблокировать его счета, стали всё чаще сталкиваться с этой проблемой. Я думаю, все понимают, что это чревато задержкой платежей, выплат зарплат, уплаты налогов, исполнения госконтрактов и прочими неприятностями, - начал разговор модератор круглого стола, руководитель комитета челябинского отделения «Деловой России» по аудиту и налогообложению Юрий Симанков.

Одним из ярких примеров противостояния бизнеса и банка в рамках «антиотмывочного» закона поделилась директор юридического агентства «Регул» Анна Зиганова. Её клиент – строительная компания – вынуждены были обратиться в суд после того, как банк заблокировал счёт, а затем списал комиссию в размере 5,5 миллионов рублей.

- Оказывается в тарифном справочнике банка, на что предприниматель поначалу не обратил внимания, была установлена повышенная комиссия в размере 15 процентов от оборота. По тем платёжным поручениям, по которым банк принимает решение об отказе в проведении операции, взымается повышенная комиссия за так называемую услугу банка по проведению необычной подозрительной сделки. В итоге мы обратились в суд с заявлением о необоснованном обогащении, полагая, что как таковой услуги банком не оказано, и что банк не имеет такой функции. Это не контрольный и не ревизионный орган. Максимум, что они могут – не провести операцию, но не взымать какую-то комиссию, - рассказывает Анна Зиганова.

Суд удовлетворил иск строительной компании, в том числе и в апелляционной инстанции. Но пока они судились (с мая по ноябрь), строительный сезон уже прошёл без необходимых для работы «живых» денег, оставшихся в банке.

Первым отвечать на многочисленные вопросы начал представитель финмониторинга.

- Мы пытаемся исследовать и анализировать текущие процессы с точки зрения прозрачности рынка и видим, что не всё всегда проходит гладко и предсказуемо. Но закон правильный, эффективный, нужный. Зачастую его просто неверно интерпретируют. Ни в коем случае нет намерения «кошмарить» бизнес. Президент, в первую очередь, ориентирует госорганы на то, чтобы создавать нормальные условия работы бизнес-сообщества. Тем не менее, оценить степень добросовестности каждого отдельно взятого клиента невозможно. Нельзя издать федеральный закон под порядочных прозрачных клиентов, под менее прозрачных и непрозрачных совсем. Точно также как невозможно создать отдельные правила дорожного движения для автомобилей премиум-класса, грузовиков и маленьких автомобилей. Для всех правила одинаковые, в данном случае однородное финансовое пространство для всех. Поэтому даже к добросовестным клиентам меры финансового контроля такие же строгие, жёсткие, требовательные, как и к менее добросовестным. Крик души бизнес-сообщества своевременен, понятен и актуален для нас. Мы знаем об этих трендах в масштабах страны, мы над этим думаем и работаем. Закон есть, он должен быть, он нацелен на достижение прозрачности и мы должны слышать друг друга. Мы не хотим, чтобы были перегибы, но и «недогибов» быть не должно. Я уверен, что этот круглый стол получит дальнейшее развитие. Хотелось бы чтобы таким образом мы инициировали нормотворческие процессы и изменения в будущем, - говорит заместитель руководителя межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Андрей Румянцев.

Сопредседатель челябинского отделения «Деловой России» Николай Малетин со своей стороны отметил, что бизнес готов соблюдать все правила, которые нужны, но необходимо их озвучить.

- Мы согласны с необходимостью закона, но на сегодняшний день получается, что чаще всего страдают только те, кто ведёт свой бизнес открыто и легально, чем те, на кого изначально был рассчитан закон. Мы работали, открывали счета, вели свои финансовые операции, но, начиная с 2016 года, всё стало по-другому. А мы не знаем, что поменялось, какие требования появились к бизнесу. Банки молчат. Скажите, что сегодня нам нужна более прозрачная финансовая система, поэтому правила будут вот такие. А получается, что нам, предпринимателям, никто об этом не говорит, мы находимся в неведении и ждём, заблокируют сегодня счёт или нет, - говорит Николай Малетин.

Кроме того, как заметил делорос, существует рейтинг инвестиционного климата, который формируется на основе опросов предпринимателей. И предприниматели всегда отмечают наличие административного давления, и в том числе Центробанк и коммерческие банки воспринимаются как давление на бизнес. Результат – снижение уровня бизнес-климата в регионе.

Предприниматель Денис Ханжин так же, как и его коллеги, пытается понять логику решений банка.

- В конце 2015 года моей компании, имеющей стабильные долгосрочные контракты и неплохие обороты, было отказано в открытии второго расчётного счёта в одном большом федеральном банке, который привлёк меня своей кредитной политикой, и потому был интересен мне. Официальных причин такого решения мне озвучено не было, между тем в неформальной беседе сотрудники банка пояснили, что строительные компании находятся в зоне риска, а банку они не нужны. Несмотря на это, через месяц я открыл в этом же банке расчётный счёт другой своей компании, которая существует восемь лет, но последние три года не работала. На мой взгляд, она была этому банку гораздо менее полезна. Лично я не вижу здесь логики и, конечно, её хочется понять. У меня складывается стойкое ощущение, что банки при общении с клиентом и принятии каких-либо решений опираются не только на своё видение, но и на какие-то инструкции. Можно ли их озвучить? Являются ли они банковской тайной? Порой кажется, что те, против кого направлены меры РФМ, знают все правила игры и без особого труда их обходят, а честные компании и частные предприниматели, которые не в курсе, попадают впросак. С моей точки зрения было бы логично принимать решение о закрытии расчётного счёта или о его блокировке уже по итогам работы, - говорит предприниматель.

- Всё это и правильно и ошибочно одновременно, - отвечает Андрей Румянцев. - Правильно потому, что должно вызывать нормальную реакцию бизнеса, который сталкивается с реальными проблемами, а ошибочно потому, что считается, что нужно объяснить правила игры на предстоящий год и всё наладится. Их не объяснить. Жизнь и нормотворчество вечные процессы. Нормативные акты находятся в состоянии постоянного совершенствования, адаптации к новым экономическим, политическим и иным реалиям. Поэтому заранее правила игры никому не известны, даже нам. У банков эти индикаторы примерные. Мы не даём закрытый перечень, а наоборот, открыты для творчества, потому что теневая экономика тоже не стоит на месте. Ещё один очень важный момент заключается в том, что парадигма публичной оферты умерла. Банк больше не обязан обслуживать бизнес-сообщество в ущерб своим интересам. Они стали свободны в выборе клиентов. Поэтому сейчас банку нужно понравиться, и это его бизнес-право.

Ежедневная работа с банками породила ряд вопросов со стороны предпринимательского сообщества и к уровню компетенций банковских менеджеров, и отсутствие у кредитно-финансовых организаций желания вступать в диалог с предпринимателями для разъяснения обстоятельств их бизнеса.

- Получить некачественную услугу можно где угодно, поэтому банк нужно выбирать тщательнее. Это нормальная рыночная ситуация. Что касается самого закона, то стоит сказать спасибо, что он есть, потому что я помню коллегу, который рассказывал, что ему приходится заниматься легализацией доходов в большом количестве, что в таких условиях работать крайне тяжело, и спрашивал, можно ли это как-то остановить. С помощью обсуждаемого закона это остановили. Что касается критериев, то с точки зрения банков, я соглашусь, что невозможно создать универсальные критерии, - комментирует независимый финансовый консультант Андрей Стихин.

Представители Центробанка, также приглашённые к диалогу, отметили, что раньше мы приходили в банк с платёжкой и общались со специалистами лично, но с приходом новых технологий мы перестали взаимодействовать лично, а порой и вовсе не желаем раскрывать о себе информацию. И именно в этом проблема.

- Банки должны знать своего клиента и требования в этом постоянно к ним повышаются. Поэтому они обязаны изучить бизнес каждого и понимать, чем он занимается. Не думаю, что если клиент добропорядочный, то банк захочет от него избавиться. У него другая задача: привлечь как можно больше клиентов на обслуживание. Действующая редакция 115-ФЗ направлена на, прежде всего, превентивные меры реагирования, предупреждения и недопущения проникновения преступных доходов, как в финансовый сектор, так и в экономику страны в целом. Необходимость изменения назрела давно. В период с 2010 по 2012 год только через фирмы-однодневки с явным нарушением налогового и валютного законодательства из России было выведено как минимум 760 миллиардов рублей. Ещё как минимум 21 миллиард рублей был обналичен с явным нарушением налогового законодательства. Поэтому новые правила направлены на пресечение этих операций, а кредитные организации – ключевые субъекты в исполнении закона.

Управляющий ОО "Челябинский" Екатеринбургского филиала банк «Финансовая Корпорация Открытие» Василий Юдин, отметил, что усилились меры контроля и скорости принятия решений на прекращение операций по обналичиванию средств в банках и статистика отзыва лицензии у банковских учреждений это подтверждает.

- Банки выполняют обязательства по 115-ФЗ и сотрудники банков в силу своей ответственности могут быть наказаны как по административному кодексу большим штрафом, так и в соответствии с уголовным кодексом. Каждый из сотрудников понимает, что он несёт ответственность в части принятия решений по операциям клиента. По нашей оценке, ужесточение правил сделало более чистыми и прозрачными операции в банковском бизнесе и вытеснило теневые операции в другие отрасли, в частности в розничную торговлю. Закон – это живой организм, который обновляется в в тесной связи работы сообщества и обстоятельств, которые диктует жизнь. Конечно, необходимо находить приемлемые решения задач предпринимателей, но в рамках исполнения 115-ФЗ. Наша общая задача – совместно восполнить пробелы законодательства, - считает представитель банковского сектора.

А представитель законодательного органа власти, руководитель управления по экономической политике и предпринимательству Светлана Савина встала на сторону предпринимателей.

- Предприниматели обязаны вести свою деятельность через банковские счета, у них нет другого выбора, они находятся в более жёстких рамках, поэтому говорить о том, что бизнес должен бороться за расположение банка не корректно. Мы на уровне законодательных органов власти принимаем законы, чтобы помочь бизнесу развиваться: вводим налоговые каникулы, выводим самозанятых граждан из тени. Многие из них открывают счета впервые. Поэтому, может быть стоит разработать какие-то чёткие рекомендации и по открытию счёта, и по проведению операций. Может быть стоит разделить критерии, являющиеся основанием для отказа в открытии счёта и для отказа в проведении операций. Никто не говорит, что 115-фз не нужен. Он очень важен для страны, но нужно соблюдать паритет и предоставлять возможность добросовестному бизнесу работать. Может быть, стоит финмониторингу вести статистику по отказам банков работать с предпринимателями, по приостановлению операций. Чтобы в итоге посмотреть, существует ли действительно системная проблема сотрудничества банков с предпринимателями, чтобы потом можно было смело говорить, что требуется дополнительное регулятивное вмешательство, - предлагает представитель законодателей.

По итогам заседания круглого стола была составлена резолюция с рекомендациями для всех участников встречи по урегулированию ситуации.

Источник: ООО ЧРО Деловая Россия