• 7 ноября 2019

Круглый стол по вопросам применения НДПИ для горнодобывающих предприятий

Круглый стол по вопросам применения НДПИ для горнодобывающих предприятий
5 ноября 2019 при участии уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области и компании LA`consulting состоялся круглый стол с представителями южноуральских горнодобывающих предприятий.анимающихся добычей строительного камня, а затем производством и реализацией щебня.

Представители данного бизнеса столкнулись с острой проблемой, от решения которой зависит – выживут предприятия или закроются. Дело в том, что налоговая служба, при проверке расчетов по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), посчитала щебень, а не строительный камень, из которого он производится, природным ископаемым. По экспертным оценкам, размер налога тут же вырос в 5 раз. При этом, налоговое ведомство пытается доначислить НДПИ за последние 3 года, что может привести к закрытию предприятий и "схлопыванию" южноуральской отрасли по выпуску щебня.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова, здесь же нужно учесть и другие последствия: сокращение рабочих мест в не самых экономически благополучных городах (Миньяр, например), рост социальной напряженности, а затем – увеличение стоимость стройматериалов и конечных ценников на квадратные метры. В этой ситуации оказались около 100 компаний в Челябинской области, но тенденция считать щебень полезным ископаемым (а тогда уж и кирпичи, и мазут, и бензин) распространяется на всю Россию.

Дело в том, что в стране отсутствует ГОСТ на строительный камень и, пользуясь этим, ряд должностных лиц ставят знак равенства между ним и щебнем. Сегодня в областном Арбитражном суде находится ряд дел, условно называемых «УФНС против предприятий по НДПИ», от решения которых зависит и дальнейшая судебная практика, хотя у нас и не прецедентное право.

Проблема, кстати, стоит на особом контроле у Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титова.

После бурного обсуждения собравшиеся наметили несколько путей решения проблемы: 1) Заявить о ней как о системной проблеме федерального уровня и предложить механизм разрешения в ежегодном Докладе Уполномоченного Президенту РФ (этот формальный этап обязательно нужен, чтобы к вопросу отнеслись со всей серьезностью на самом высоком уровне власти); 2) Начать разработку ГОСТА на щебень; 3) Сформировать положительную судебную практику в пользу производителей щебня и для этого воспользоваться инструментом судебной экспертизы, где бы был четко прописан весь технологический процесс производства.