• 8 Апреля 2015

Как защититься при выездной налоговой проверке?

Сегодня перед налоговыми органами поставлена задача – абсолютно каждая выездная налоговая проверка должна иметь стопроцентную результативность. В связи с этим план налоговых проверок составляется задолго до того, как выносится решение о проведении выездной налоговой проверки.

Фактически, инспектор, выходя на проверку, уже знает, каким образом осуществлялась деятельность на предприятии, кто является основными контрагентами общества, какая налоговая нагрузка на предприятии, а также предположительно знает, какие нарушения могут быть выявлены в организации.

Однако, для того, чтобы вменить какое-либо налоговое правонарушение, ему необходимо более глубоко и детально изучить те или иные моменты. А у инспекторов не всегда есть желание и время досконально разбираться в спорных ситуациях именно в ходе проверки. В связи с этим, инспектор по итогам проверки может просто доначислить тот ли иной налог, а разбираться с этим только в том случае, если налогоплательщик будет возражать. Такие ситуации, как правило, возникают, когда процесс проверки абсолютно не контролируется налогоплательщиком.

Бывают и такие случаи, когда инспекторы в ходе проверке наоборот вовсю «копают», а налогоплательщик абсолютно равнодушно относится к этому и более того - содействует им, предоставляя всю информацию, которую они запрашивали.

Рекомендации при проведении выездной налоговой проверки:

1. Ни в коем случае не допускайте, чтобы выездная налоговая проверка проходила на территории налогового органа.

Налоговые органы могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки по своему местонахождению, в случае, если такого рода заявление поступило от проверяемой организации. При проведении проверки по месту нахождения Инспекции, организации необходимо будет предоставить в налоговый орган документы за весь проверяемый период. В таких ситуациях действия инспектора и сам процесс проведения налоговой проверки становятся неконтролируемыми.

2. Организуйте присутствие представителя организации при проведении налоговой проверки.

Сразу, с момента появления инспекторов в офисе, прикрепите к ним грамотного специалиста (юрист, адвокат и др.). Данный специалист должен постоянно находится рядом с инспекторами и контролировать каждое их действие, при этом манера общения с ними должна быть спокойной, уважительной и в тоже время настойчивой.

Основные задачи такого человека: общаться с инспекторами и задавать вопросы относительно налоговой проверки и проводимых ими действий, а при возникновении спорных вопросов обосновывать позицию организации соответствующими нормативно-правовыми актами, судебной практикой и т.д. Основная цель специалиста – это максимально снизить планируемые доначисления инспекторов и заставить их сомневаться в себе по тем или иным нарушениям. Практика показывает, что наибольший эффект снижения планируемых инспекторами доначислений, происходит именно на этом этапе.

3. Контролируйте мероприятия налогового органа в Вашем офисе.

Налоговые органы имеют полномочия по проведению осмотра и выемки документов и предметов в Вашем офисе. В связи с этим Вам необходимо заранее провести «уборку» офиса, чтобы не было найдено никакой компрометирующей информации (в т.ч. в компьютерах).

Также рекомендуем весь процесс снимать на видеокамеру, а в протоколах делать соответствующие пометки о том, что в ходе мероприятия производилась видеозапись. Бояться того, что таким образом Вы можете испортить отношение с инспектором, не стоит. Поверьте, просто так, «для галочки», выемка документов не производится и это совсем не стандартная процедура (как любят говорить инспекторы). Также в протоколах, никогда не надо ставить отметку о том, что замечаний к производству выемки или осмотру нет (даже если их действительно нет). Если Вы не знаете, какие именно замечания указать, советуем ставить отметку о том, что замечания имеются, но будут представлены позже.