• 13 Апреля 2017

Не согласны с итогами камеральной налоговой проверки?

АСК НДС 2 работает, разрывы в цепочке уплаты НДС выявляются с молниеносной скоростью. Отдел камеральных проверок не покладая рук трудится и составляет акты по итогам проверок.

Как быть, если вы не согласны с итогами камеральной проверки, если доводы не верны или отсутствуют, если вашей вины нет?

Ответ прост - нужно представить возражение на акт камеральной проверки в ИФНС.

При несогласии с содержанием акта проверки налогоплательщик имеет полное право представить мотивированные возражения – несогласие с выводами проверки со ссылкой на официальную законодательную базу, изложение своих доводов с подтверждающими документами.

Возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части.

Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо определенных требований к содержанию и оформлению возражений на акт проверки. На официальном сайте ФНС можно найти образец возражений. В нем дана структура документа, однако он совершенно неинформативен в части изложения сути возражений. Налогоплательщик вынужден проявить творчество и составлять документ в произвольной форме. И в этом как раз главная загвоздка.

Рассмотрим подробнее порядок написания возражений на акт камеральной налоговой проверки.

Итак, для начала имеем такую стандартную структуру:

1.    Вводная часть.

2.    Основная (мотивировочная) часть.

3.    Резолютивная часть.

Вводная часть содержит идентификационные данные налогоплательщика, наименование и адрес инспекции, а так же основные сведения об акте, в связи с которым мы готовим возражения. Так же не лишним будет указать основание проведения камеральной проверки и сумму выявленной недоимки.

С основной (мотивировочной) частью уже намного интересней. В данном разделе необходимо изложить доводы в свою защиту, подтвердить их, а так же укрепить имеющейся судебной практикой и нормативными документами.

Но не раскрыт вопрос: с чего начать, о чем писать? Тут нам поможет сам акт. По правилам составления акта проверки он имеет точно такую же структуру. И каждое выявленное нарушение или возможное нарушение составляет отдельный пункт или раздел акта. Поэтому, если вы не согласны со всем актом в целом, начинайте излагать свои доводы в том же порядке, в каком идут описанные нарушения. Усилить вашу позицию на данном этапе может свежая судебная практика, подтверждающая вашу правоту, а также письма ФНС, Минфина и др.

К примеру, из системного анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета налога на добавленную стоимость при одновременном выполнении следующих условий:

– наличие счёта-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями статьи 169 Налогового кодекса РФ

– принятие товара (работ, услуг) к своему учёту на основании первичных учётных документов.

Не забывайте о ссылках на соответствующую нумерацию акта (пункт). Аргументы нужно излагать четко, кратко, придерживаясь делового стиля изложения.

Также большую роль в отстаивании позиции играют документы налогоплательщика (учетные регистры, счета-фактуры, договоры и пр.). К возражениям прикладываются заверенные копии подтверждающих документов, составляется их опись с указанием названий, реквизитов и количества листов.

Не стоит включать в возражения информацию о процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом в ходе проверки. Инспекция может учесть их и исправить недочеты в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие аргументы следует приберечь для последующих стадий обжалования (обжалование в вышестоящий налоговый орган, обжалование решения налогового органа в суде).

В завершающей резолютивной части возражений подводится итог, а также заявляется о том, чтобы инспекция вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и исполнить заявленные налогоплательщиком требования в части применения вычетов или иного.

Уже на стадии подготовки возражений следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в суд лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган. Только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

Итак, еще раз краткий алгоритм действий по подготовке возражений на акт камеральной налоговой проверки:

1.    Анализа акта с целью определения оснований для возражения как по сути, так и по процессуальным вопросам.

2.    Непосредственно составление возражения с соблюдением рекомендуемой выше структуры (вводная, основная, резолютивная части) с последовательным изложением существенных контраргументов, со ссылками на положительную судебную практику и нормативные документы. Процессуальные нарушения пока не указываются, лучше приберечь их для судебного обжалования.

3.    Подбор подтверждающих документов и формирование из них приложения к возражениям. Все документы необходимо заверить подписью и печатью организации и составить их опись.

4.    Представление возражения на официальном бланке организации в налоговый орган. Предпочтительнее сделать это лично. Можно также заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или по средствам ТКС.

5.    И не забывайте, что на все-про-все у вас всего 1 календарный месяц.

В том случае, если все, что описано выше, вам показалось сложным, будет разумным привлечь налогового юриста или консультанта.


© Виталий Гульчак, юрисконсульт департамента налогового консалтинга компании LA`consulting


Читайте также: Новое в правилах проведения камеральных налоговых проверок в 2016-2017 гг.